Яндекс.Метрика

СОВЕТНИК

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

факс. +7 (34145) 5-14-76 +7 (34145) 5-19-51 +7 (963) 541-42-22 г. Воткинск, ул. 1 мая, д. 96 sovetnik2015@yandex.ru

НОВОСТИ

АКТУАЛЬНАЯ И ПРОВЕРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПОМОГАЕТ БЫТЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ

Налоговый сюрпресс / Правительство Бречалова отменяет налоговые льготы и увеличивает транспортный налог
25.10.2017

В распоряжении СД оказался текст проекта закона Удмуртской Республики, который предполагает отмену ряда налоговых льгот как для бизнеса, так и для граждан, а также повышение транспортного налога.

Проект подготовлен министерством экономики Удмуртии и предполагает внесение изменений в ряд законов: в закон УР «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности», в закон УР «О налоге на имущество организаций Удмуртской Республики», в закон УР «О транспортном налоге». Цель законопроекта — увеличить объем налогов, собираемых с предприятий и граждан Удмуртии.

Отмена льгот, связанных с инвестиционной деятельностью

Предложение минэкономики УР — отменить налоговые льготы для страховых и лизинговых организаций, участвующих в инвестиционных проектах.

Эта льгота состояла в снижении ставки налога на прибыль (в части, зачисляемой в бюджет УР) до 13,5% (сейчас 17%).

Льгота не касается непосредственно инвесторов и ее отмена выглядит оправданно — прежде всего, потому, что эти льготы фактически не применялись.

Например, страховым компаниям она предоставлялась при выполнении следующего главного условия: «заключение  страховой организацией договора страхования имущества по инвестиционному проекту организации-победителя конкурса инвестиционных  проектов,  в  соответствии с которым страховая  сумма составляет более 0,1 процента  от  общего  объема инвестиций, но не менее восьми миллионов рублей». То есть, общий объем инвестиций должен оставлять не менее 8 млрд рублей. Таких проектов в Удмуртии единицы. Для сравнения, объем инвестиции в строительство мостов через Каму и Буй — 13,9 млрд.

Аналогичная ситуация с применимостью льготы для лизинговых компаний. Они могли воспользоваться пониженной ставкой по налогу на прибыль при условии, доля лизинговых операций, связанных с реализацией инвестиционных проектов организаций-победителей конкурса инвестиционных проектов (не любой инвестиционный проект — это важно!), «составляет не менее 80 процентов всех доходов за налоговый  период». То есть, чтобы воспользоваться льготой, лизинговой компании нужно практически эксклюзивно работать с инвестором, который еще должен стать победителей конкурса инвестиционных проектов, и положиться на то, что инвестора все сложиться удачно, и он сможет своевременно перечислять лизинговые платежи.

Возможно, от того, что эта норма практически не применялась, в пояснительной записке минэкономики УР к законопроекту отсутствует оценка экономического эффекта от ее отмены.

Отмена льгот по налогу на имущество

Тут много изменений, они довольно существенны и затрагивают как интересы бизнеса, так и физических лиц. По порядку:

Налоговая база по кадастровой стоимости

Закон о налоге на имущество в Удмуртской Республике устанавливает единую ставку налога на имущество в 2,2% от налогооблагаемой базы, но при этом оговаривал некоторые льготы. Например, для объектов недвижимости, у которых налоговая база определялась как кадастровая стоимость.

Дело в том, что налогообложение кадастровой стоимости обычно подразумевает существенный рост налоговой нагрузки. Поэтому закон определяет для таких объектов, во-первых, постепенный рост налоговой ставки (с 2018 года и далее — 2%), а во-вторых, включает в перечень такой недвижимости только «административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров» с исключениями. В число таких исключений попадали, например, помещения, используемые в целях выполнения государственного оборонного заказа, для изготовления продукции производственно-технического назначения, помещений, используемых для нужд культуры, искусства, спорта, образования и физической культуры.

Поправки в закон таких исключений не содержат, что означает: налоговая база как кадастровая стоимость будет определяться для имущества оборонных предприятий, цехов для изготовления «продукции производственно-технического назначения», спортивных комплексов (за исключением государственных и муниципальных) и проч.

Более того, чтобы никому не было обидно, минэкономики предлагает облагать налогом по кадастровой стоимости вообще все помещения, в которых возможно размещение офисов, объектов торговли, бытового обслуживания или питания. То есть любые офисы, магазины, парикмахерские, кафе и тому подобное.

Кстати, эту норму хотели включить в закон уже год назад, но тогда предпринимателям удалось убедить органы власти в несвоевременности увеличения налогового бремени на бизнес: «Крупный бизнес не почувствует изменений, поскольку с 2014 года они исчисляют налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, — объяснил позицию предпринимателей в интервью СД общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Глазове Андрей Макаров. — Другое дело — малые предприниматели — им придется дополнительно платить налогов минимум 40 тысяч рублей в год. Сумма налога на имущество может составлять по одному объекту до 300 тысяч рублей в год. Реализация законопроекта ударит по платёжеспособности малого бизнеса и, как следствие, приведет к увеличению налоговых рисков, «серым схемам» и закрытию бизнеса. Коммерсанты разорятся, районные и городские бюджеты лишатся части налоговых поступлений. В результате не выиграет никто».

Отмена льгот по налогу на имущество

Существующий закон предусматривает льготы для некоторых категорий налогоплательщиков. Например, для жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов в отношении принадлежащего им жилищного фонда устанавливается льготная ставка налога в 0,01%. Миниэкономики предлагает эту льготу отменить. И это справедливо, учитывая, что все остальные собственники жилья платят 2,2%.

Кроме того, предлагается лишить льгот (ранее были освобождены от уплаты налога):

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов;
  • налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, осуществляющих лизинговые операции, в отношении имущества, которое приобретается для реализации инвестиционных проектов организациями;
  • садоводческие, огороднические объединения граждан; гаражные кооперативы в отношении имущества, не используемого в коммерческих целях; товарищества собственников жилья в отношении имущества, не используемого в коммерческих целях;
  • организации в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики.

Как видно, изменения в данном законе существенным образом затрагивают интересы бизнеса — как крупного и среднего, так и малого. Ну и лишение льгот гаражных и садоводческих кооперативов, ТСЖ, приведет к опосредованному росту (пусть и незначительному) налоговой нагрузки на всех владельцев гаражей, огородов и многих собственников квартир.

Повышение транспортного налога в Удмуртской Республике

Миниэкономики в УР объясняет повышение намерение повысить транспортный налог тем, что он не повышался уже 11 лет. Этого основания, по мнению министерства, достаточно, чтобы поднять в Удмуртии ставки на максимально допустимый российским законодательством уровень. Единственная категория, для которой сделано исключение «во избежание социального напряжения» (формулировка минэкономики – прим. ред.) — легковые автомобили мощностью до 100 л.с. — закон разрешает регионам поднимать ставку до 25 рублей за лошадиную силу (в Удмуртии 8 рублей).

Вот таблица, позволяющая сравнить действующие ставки транспортного налога с планируемыми с 2018 года (полужирным выделены изменения, там где изменний нет, ставки уже на максимально-возможном уровне):

Ставки транспортного налога в Удмуртии
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (руб.)
  Действующая Планируемая
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 8 8
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 20 35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50 50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 75 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 100 150
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 4 10
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 5 20
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 12 50
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 40 50
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 80 100
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25 25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 40 40
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 50 50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 55 65
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 85 85
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 25 25
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 20 25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 35 50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 40 100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 70 200
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 80 200
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200 400
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 125 250
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200 500
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 100 200
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 125 200
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 100 200
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 1000 1000

По расчетам министерства экономики УР только в результате увеличения транспортного налога предприятия и граждане заплатят дополнительно в 2018-2019 годах 294,5 миллиона рублей (37,4 млн — юридические лица, 257,1 млн — физические лица).

ЗАДАТЬ ВОПРОС